КОНКУРС « Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Исследовательская активность - одна из важнейших природных, генетически предопределенных потребностей, характерная для всех живых существ с высокоразвитой психикой.
Исследованием занимается человек на протяжении всей своей жизни, независимо от способностей и социального статуса. Исследовательское поведение ребенка универсально и может быть реализовано в любой предметной сфере.
Постоянное отсутствие исследовательской активности приводит к тому, что человек оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями, даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются.
Главный путь развития исследовательского поведения – исследовательская практика ребенка, построенная на спонтанном желании изучать окружающее.
«Творец спит в каждом человеке», но ему не дают проснуться внешние и внутренние барьеры.
Задача, которую мы пытались реализовать при проведением школьного конкурса
« Я – исследователь» - разрушить все преграды, стоящие на пути развития личности ребёнка.
И для нас, учителей, исследовательская практика - это не самоцель, а средство развития личности ребенка и, прежде всего, его интеллектуально-творческого потенциала.
Самое главное в нашей работе – подходить к проведению этой работы творчески. Для этого
§ мы учим детей действовать самостоятельно, независимо, уклоняясь от прямых инструкций.
§ не сдерживаем инициативу детей.
§ не делаем за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
§ не спешим с вынесением оценочных суждений.
§ помогаем детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
-самостоятельно выявлять проблемы;
-прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
-учим анализу, синтезу, классификации, обобщению информации;
§ учим отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.
В нашей школе этот конкурс проходил первый раз. Было представлено 26 работ на разные темы, поэтому в работе участвовало 3 секции: историко – психологическая, физико – математическая и биолого – экологическая. Вопросы, которые раскрывали и исследовали ребята были разные: Что такое солнце?
Что может компьютер?
Как появилось электричество?
Почему у тигра чёрные полосы?
Как размножаются растения?
Почему человека мучает жажда?
Когда появились первые динозавры?
Как появился первый человек?
Как научиться учиться?
Как научиться владеть собой?
Почему молчат пирамиды? и др.
Юные исследователи показали высокий уровень подготовки и глубокие знания в исследовании своих вопросов. Свои гипотезы и предположения они подкрепляли разными опытами, результатами соц. опросов ( анкеты, материалы интернет-сети, интервью и т.д.) в виде схем, таблиц и графиков.
|